чайные истории

Под парусом чая

Сегодня мы запускаем серию статей, позволяющих настоящим эстетам погрузиться в Мир необыкновенного чайного напитка с тысячелетней историей. Приятного чтения с чашкой ароматного чая.

Небольшое предисловие.

Когда мне было лет семь, родители подарили детскую энциклопедию юного адмирала (могу ошибиться в названии). С первых страниц меня захватила морская стихия и я, как завороженный, смотрел на парусные суда и зачитывался историями о похождениях бравых моряков. Главным моим фаворитом был фантастический трехмачтовый парусник, словно парящий над волнами, рассекая их фейерверком брызг.

Все здорово, скажете Вы, но причем же здесь ЧАЙ?
В этой и последующих статьях мы расскажем Вам об этой связи и еще множестве историй, связанных с этим, по истине, волшебным напитком. Так вот, подытоживая вступление приоткрою завесу загадочности, это воплощение изящества, грации и духа звали чайный клипер «Катти Сарк».
Озадачившись вопросом почему же эти величественные суда называли чайными, мне открылась интересная история, которой хочу поделиться с Вами.

Чай - двигатель прогресса.

В начале 19 века США и большую часть Европы «захватила» волна популярности светских встреч и раутов различного уровня. Чем же заполнить неспешную беседу? Наряду с традиционными алкогольными и утоляющими жажду напитками широкое распространение получили новомодные чаи из Индии и Китая. Аристократы и их спутницы нашли весьма необычным и привлекательным вкус заваренных напитков и ощутили прилив сил и энергии благодаря тонизирующему эффекту. Спрос на диковинные сушеные листья стал расти как снежный ком и предприимчивые торговцы увидели возможность для извлечения прибыли.

Обычная доставка транспортными судами занимала от 8 месяцев до года. За это время чайный лист сильно отсыревал, набирался трюмных запахов и приходил в негодность. Вот тут-то и возникла необходимость в быстроходных судах, способных в кратчайший срок доставить груз с одного континента на другой.

За решение этой задачи взялись судостроители г. Балтимора (США), что на Атлантическом побережье, благодаря им и появились морские суда с развитым парусным вооружением и острыми, как говорили моряки «стригущими» верхушки волн обводами корпуса (clipper — «стригущий» или нидерл. klipper)). Быстроходность этих судов достигалась за счет увеличения соотношения длины к ширине корпуса (в среднем не менее чем 6 к 1). Тогда как у обычных судов этот показатель 3 к 1. В результате данного конструкторского решения удалось увеличить скорость в трое, позволив чайным клиперам развивать от 25 до 35 км в час.
Британская Ост-Индская компания в 1849 году отказалась от монополии на перевозку колониальных товаров из Индии и Китая. Купцы из Англии и Шотландии стали арендовать быстрые американские клиперы для перевозки чая. В первом же рейсе американский клипер «Ориентал» прошел от Гонконга до Лондона за 81 день, а в следующем – за 80. В среднем переход из Китая в Лондон занимал 90 дней.

Таким образом срок перехода из Индийского океана в Атлантический и далее мимо мыса Доброй Надежды к Великобритании сократился до 3 месяцев. Интересно, что кроме морального удовлетворения «соревнования» капитанов судов за первенство щедро оплачивались купцами в виде премии в 100 шилингов капитану и по 10 шилингов каждому члену команды. Ведь свежий чай покупали охотнее и стоил он дороже.

Клипер «Катти Сарк».

Это самый известный и единственный сохранившийся до наших дней трехмачтовый композитный парусный клипер 19 века. Корабль был спроектирован и построен в шотландском городе Дамбартон в 1869 г., имел 29 парусов и был самым быстрым в своей эпохе, он перемещался из Китая в Лондон за рекордные 67 дней. В переводе с шотландского «Cutty Sark» значит «Короткая рубашка». Название связано с именем легендарной шотландской ведьмы Нэн «Короткая рубашка», которая изображена в носовой фигуре судна (полураздетая молодая женщина, держащая в руке конский хвост).
Судно было спроектировано по заказу крупнейшего лондонского чаеторговца Джона Уиллиса, которому требовалось самое быстрое в мире судно для доставки чая из Китая в Англию. Джон назвал клипер по имени картины, изображавшей летящую молодую ведьму в ночной рубашке, героиню поэмы Роберта Бернса «Тэм О~Шентер». По сюжету поэмы ведьма гонится за Тэмом и в последний момент хватает его кобылу за хвост и отрывает его.

При чем здесь рубашка, спросите Вы? А при том, что ее одела на бесовский шабаш одна молодая ведьма. Рубашка была ею любима с детства, однако с тех пор она, чуть подросла. Так что дама, неистово пляшущаяв короткой сорочке представляла зрелище сексуальное для всякого мужчины. Смелости заявиться на этот шабаш в здравом уме и светлой памяти у нормального мужчины бы не хватило, поэтому отваги можно «хватануть» изрядно выпив. Историю такого пьяницы, Тэма О'Шентера, рассказал в одноименной поэме Роберт Бернс. Благодаря трудам Самуила Маршака поэма "Тэм О'Шентер" оказалась доступной русскоязычному читателю.
Сюжет поэмы прост. Пьяница Тэм О'Шентер, надравшись, попал на шабаш ведьм, где и увидел односельчанку, отплясывавшую в такой короткой ночной рубашке, которая уже ничего не скрывала. «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» - мужчина не сдержался от громких комментариев и вызвал праведный гнев девушки. Ведьма погналась за Тэмом, и только верная кобыла спасла жизнь бедняги, расплатившись своим хвостом. Прелестная чертовка почти догнала несчастного, схватилась за лошадиный хвост, который и оторвала. Тэму удалось сбежать. Мораль поэмы простая и доходчивая: пить вредно.

По-видимому, сюжет так волновал Уиллиса , что хотелось подпустить в называние нового корабля этакой чертовщинки. Ведь всем морякам известно: "Как вы лодку назовете, так она и поплывет". А Уиллису нужна была дикая скачка по волнам. Так что он не прочь был бы назвать свой корабль "Ведьма" или "Юная чертовка". Но надо и честь знать. Кто же пойдет служить на корабль с таким названием? Моряки - народ суеверный. Так что "Короткая рубашка", "Катти Сарк", стала этакой стыдливой заменой бесовского названия. А нос корабля украсила деревянная фигура ведьмы с оторванным лошадиным хвостом в руке. Вопреки суевериям, «Катти Сарк» ожидала самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Он не пропал в море, не был разобран, а поставлен в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича.

В честь клипера назван сорт виски с изображением судна на этикетке. Производитель его компания Berry Brothers and Rudd является спонсором парусной регаты, носящей имя «Катти Сарк».
Познавательно, что в Англии клиперы стали строить позже, грубо «содрав» пропорции и инженерные особенности с американского судна «Ориенталь», пока тот разгружался в английском порту Блэкуолл (промышленный шпионаж 19 века). С 1860 г. Англичане, наладив производство быстроходных парусников перестали фрахтовать американские клиперы.

К легендарным чайным клиперам относятся «Ариэль», «Тайпинг», «Лайтнинг», «Титания», «Сэр Ланселот», «Морская ведьма» и «Летящее облако». С 1859 по 1872 регулярно устраиваются гонки чайных клиперов. Самой известной считается гонка 1866 года по маршруту Фучжоу (Китай) – Лондон, в которой приняли участие 16 судов. Гонка стартовала 28 мая и закончилась 5 сентября победой «Ариэля». С отставанием всего в 20 минут прибыл «Тайпин». Владельцы и капитан «Тайпина» разделили свою премию с капитаном и владельцами «Ариэль».

Почти 80 лет клиперы быстро и эффективно выполняли свою миссию по доставке чайного листа из Азии в Европу. Парусные гонки самых красивых и быстрых судов девятнадцатого века навсегда вошли в историю мореплавания. А «Катти Сарк» и в 21 веке остается самым популярным и узнаваемым чайным клипером. Эпоха легендарных судов, летавших по волнам с полными трюмами чая, закончилась перед самым началом 20 века, принесшего человечеству новые изобретения и ценности. Основной причиной упадка стало открытие Суэцкого канала. Однако чайные клиперы навсегда останутся яркой страницей в истории судоходства.
А мы с Вами продолжим познавать чайные истории в следующих наших выпусках.
Чайный Джинн
Made on
Tilda